Metrika. Баланс Онлайн
8 (831) 216 17 46
Отправить заявку

Планирование производства: с чего начать?

Аналитика     13.02.2015
10188
   Metrika

В последние 2 года у нас были проекты, связанные с планированием производства. Анализируя тему, мы пришли к тому, что основная трудность производственных проектов – слабое понимание того, «что оптимизируем».

Планирование производства – одно из самых сложных направлений оптимизации. Сейчас и далее мы будем говорить о планировании производства на средних и мелких предприятиях, выпускающих мелкосерийную и позаказную продукцию.

Производства отличаются друг от друга настолько сильно, что говорить в каких-то вопросах, касающихся производства вообще, нельзя. Всегда нужно четко классифицировать, о каком именно производстве мы говорим. Предлагаем ввести такую классификацию. В дальнейшем мы будем говорить о средних и мелких производствах, выпускающих мелкосерийную и позаказную продукцию. 

Планирование производства

В крупносерийном производстве план, как правило, утверждается однократно и повторяется в последствии, поэтому его мы пока затрагивать не будем. В отличие от крупносерийного, перед мелкосерийным и позаказным производствами всегда стоят различные сочетания задач, на каждый период составляется новый план. При этом на всех этапах возникают издержки, которых вполне реально избежать, если подойти к вопросу системно. 

Основные издержки возникают, прежде всего, из-за неопределенности всех участников процесса. Закупщик, например, не очень понимает, что нужно закупить и к какому сроку. Он делает сотни заказов, выбирает из тысячи позиций номенклатуры. Что-то он покупает с запасом, что-то не покупает совсем. И это большой риск – если из-за одной детали производство встанет, мы омертвим часть денег (а это затраты) и будем сильно рисковать сроками выполнения заказа.

(Подробнее о том, какие потери больше всего влияют на эффективность производства, читайте здесь).

Есть важный момент. Дело в том, что теория планирования производства всем хорошо известна. О том, что все нужно привозить в срок, отлично объясняет стандарт MRP II. Только вот на практике это крайне редко получается. Почему? Прежде всего, из-за отсутствия согласованной работы между подразделениями. Нужен четкий план совместного выполнения заказов, и сделать его вручную практически невозможно. 

Как показывает опыт, автоматизировать планирование производства можно только при наличии четкого понимания, как все должно работать. А получить это понимание можно, начав автоматизировать. 

Но это вовсе не замкнутый круг. С чего-то всегда приходится начинать, и в данном случае автоматизация планирования производства выступит в качестве первого шага.

Главная задача планирования – создать оптимальный алгоритм: запланировать наши ограниченные ресурсы (человеческие и производственные) в соответствии с выполнением заказа. 

Важна именно оптимальность алгоритма! Потому что идеального алгоритма планирования не существует. Кроме того, у каждого работающего производства он уже в какой-то степени есть. Вопрос именно в его оптимальности. Неоптимальный алгоритм приводит к удлинению в разы сроков исполнения заказов, омертвлению денег в «незавершенке» и увеличению оборотных средств. 

Итак, алгоритм планирования производства должен включать в себя оптимально проработанные: 

  1. План запуска.
  2. План выпуска.
  3. План закупки комплектующих и материалов.
  4. План загрузки оборудования.
  5. План загрузки людей.

Их появление приведет к:

  1. Снижению неопределенности (все начинают понимать, кто, что и в какой последовательности делает).
  2. Повышению ответственности.
  3. Появлению согласованности в работе предприятия.
Источник: www.imetrika.ru


Другие материалы по теме:

Какие потери больше всего влияют на эффективность производства

Кейс: эффективность производства, практика мебельной компании «Богородские фасады»




Поделиться

Еще вам может быть интересно

7 принципов успешного управления

15.04.2016
1192
Сегодня только информация дает право на лидерство.

Как стать эффективным руководителем: всегда актуальные рекомендации Питера Друкера, #2

20.02.2015
3278
Цикл кратких рекомендаций на основе книги Питера Друкера "Эффективный руководитель". В этой части - об эффективной тактике.

Управление проектами. Контроль прохождения этапов проекта

02.02.2015
2314
На протяжении всего проекта руководитель проекта должен иметь возможность контролировать состояние всех этапов. Для этого он должен удобно ориентироваться среди этапов проекта. Рассмотрим два наиболее удобных способа навигации.