Блог imetrika
Про достоверную информацию
О проекте
Собственник компании был недоволен финансовыми результатами деятельности интернет-магазина автомобильных аксессуаров за последние полгода. Для того, чтобы разобраться, в чем причина спада продаж был нанят новый руководитель на это направление. Также собственник хотел избавиться от размытой ответственности по разным службам.
Приоритетные задачи, которые были поставлены новому сотруднику:
Разобраться, почему интернет-магазин успешен по отчетам сотрудников (снабжение, логистика, склад и call-центр), а по отчетам финансового директора показывает убытки.
Выявить реальное положение дел.
Разработать удобную оперативную отчетность, которая не противоречила бы отчетам финансового директора.
Заказчик
малый-средний бизнес
Отрасль
розничный интернет-магазин автоаксессуаров, продажи b2с
Автоматизация в компании
Операционное ПО - Retail CRM
Управленческое ПО - Excel
Задача
выявить расхождения в отчетах сотрудников, разработать новую структуру управленческого отчета
Продолжительность проекта
1 неделя
Необходимо было понять, в каком состоянии находится система учета. Поэтому сотрудникам, отвечающим за различные процессы работы интернет-магазина, поставили задачу подготовить отчет о своей работе (период – месяц, с разбивкой по неделям и дням).
На общем совещании каждый сотрудник представил свои результаты работы:
Руководитель склада отчитался об общем количестве отгруженных товаров в штуках. То, что в одном заказе могло быть несколько позиций не учитывалось. Часть отгруженных заказов относились по дате оплаты к позапрошлому месяцу.
Финансовый директор показал цифр по приходу денег за выбранный период. Заказы оплаченные, но недоставленные также учитывались как 100% выручка.
Менеджер по закупкам рассказал о количестве заказов, которые на данный момент находятся у него в работе (10 штук), что в компании считалось хорошим показателем.
Отчет из программы Retail CRM показал цифры, которые отличались от всех предыдущих. Единственная цифра, которая была похожа «на правду» — это среднее время обработки заказа – 30 календарных дней. Подтверждение тому были бесчисленные отрицательные отзывы на Яндекс.Маркет и гневные клиентские письма на почте у генерального директора.
Стало понятно, что мы не сможем в таком виде увидеть реальную картину. Необходим был единый параметр – финансы.
Чтобы систематизировать все данные и быстро увидеть целостную картину, сотрудникам компании предложили заполнить таблицу:
Статус Заказа | Ответственный |
Количество заказов в штуках |
Сумма заказов в рублях |
Сумма оплаченных заказов в рубля |
Среднее время нахождения заказа в данном статусе |
Новый | Администратор Call-центра | 20 | 130 000 | 25 000 | 2 дня |
Ожидает заказа | Менеджер по снабжению | 10 | 250 000 | 225 000 | 45 дней |
Сбор на складе | Руководитель склада | 8 | 10 000 | 2 000 | 10 дней |
Передан в доставку |
Руководитель склада |
69 | 150 000 | 89 000 | 15 дней |
Выдан | Администратор Call-центра | 350 | 4 500 000 | 4 500 000 | |
Отменен |
Администратор Call-центра |
405 | 3 750 0000 | 890 000 (возврат) | |
Финансовый директор |
После детального изучения заказов из статуса «Отменен» и «Ожидает заказа», стало понятно, что это все товары из категории «Головные устройства», которые имеют стоимость от 20 000 рублей и выше. 95% всех заказов подобных устройств попадали в «Отменённые» из-за длительного ожидания. Товары данной категории клиенты чаще всего оплачивали сразу при оформлении заказа. Компания теряла большую часть выручки из-за отсутствия товара в наличии и невозможности его оперативно заказать.
При подробном изучении сроков доставки товаров выяснилось, что товары поступают на пункты выдачи в течении 2-3 дней, а сотрудники на местах не отмечают в системе приход товара вовремя. В результате смс-оповещение клиента происходит с задержкой на несколько дней (от 3 до 7). Если какие-то уникальные вещи клиент готов ждать 2-3 недели, то, например, дворники проще купить в магазине с более оперативным обслуживанием.
Интернет-магазин терпит убытки из-за заказов, которые были доставлены, но не выкуплены клиентом, так как помимо возврата денег, товар необходимо вернуть обратно на склад. Если ходовые товары быстро находят нового покупателя, то какие-то специализированные вещи лежат на складе «мертвым грузом».
Система сбора заказов на складе и передача в доставку в другие регионы также показала свою неэффективность. Выяснилось, что отправка в Новосибирск происходит по средам, а поставщик популярных товаров делает завоз по четвергам, товар по факту просто лежит 6 дней в ожидании отправки.
Помимо прямых денежных потерь, интернет-магазин регулярно получал негативные отзывы от клиентов на публичных площадках. Для привлечения новых клиентов требовались большие бюджеты на маркетинг и продвижение. Операторы call-центра вместо обработки новых заказов постоянно решали вопросы по возврату денег.
Отсутствие системы контроля по самым важным показателям (время и деньги) привело к тому, что высший топ-менеджмент имел ошибочное представление о качестве работы интернет-магазина.
Сотрудникам комфортнее было отчитываться в количестве заказов, в количестве отправленного товара, в количестве совершенных звонков и т.д. В чем угодно, кроме денег и времени. Когда у тебя просрочены 10 заказов, ситуация не кажется критичной. Ситуация становится катастрофичной, когда компания ждет поступления 250 000 рублей (наценка на эту группу товаров составляла более 30%), плюс 40 клиентов сначала оплатили и через 30-45 дней отказались ждать данный тип устройства (а это уже сумма более 800 000 рублей, полученная от клиентов, а потом возвращенная).
Финансовый отчет, который готовится 1 раз в месяц в сокращенном виде по общей деятельности компании без какой-либо детализации не мог быть инструментом контроля руководителя и по факту был бесполезен.
Чтобы не попасть в подобную ловушку, необходимо сразу выбирать универсальный показатель – финансы. Ведь сразу будет понятно, на каком этапе «проблемы», какая служба «теряет деньги», где можно что-то улучшить.
Решение от КГ Metrika
Был разработан подробный управленческий отчет по деятельности интернет-магазина, где были учтены все стадии обработки заказов и перемещения денег реальных и виртуальных (когда заказ оплачивается клиентом по факту выдачи). Т.е. распределены зоны материальной ответственности.
Данная структура была адаптирована и внедрена в Retail CRM. Инструмент подошел для решения задачи в формате небольшого интернет-магазина.
В каждой зоне был назначен ответственный.
Сотрудники прошли обучение по работе с программой.
Контрольно-ревизионной функция проверки достоверности информации была передана руководителю интернет-магазина.
Собственник получил ответ на главный вопрос – почему снижаются продажи. Также в компании появился инструмент (управленческий отчет), который обеспечил прозрачность всех процессов. Топ-менеджмент компании получил возможность оперативно управлять деятельностью интернет-магазина. Появился ответственный за получение достоверных данных.
Противодействие хищениям и потерям. Кейс 1: Как обеспечить достоверность данных о товарных остатках на складе
Кейс, связанный с недостоверностью данных о товарных остатках на складах компании в связи с отсутствием системного контроля и четкого понимания о том, что такое контроль, и что именно нужно контролировать.
|
Кейс Баланс Онлайн: как получать полное и точное понимание финансовой ситуации в бизнесе
Изначально
собственник захотел изменить качество общения по финансовым вопросам со своим
финансовым директором.
|
Кейс по оперативным показателям: удержание финансового результата при слиянии компаний
Процесс слияния двух компаний содержит высокие финансовые риски, так как объединяются не просто капиталы, а организации. Внутренняя деятельность участвующих в слиянии компаний на время нарушается, и задача номер один – не уронить финансовые результаты.
|