Блог imetrika
Про достоверную информацию
Принимая решения, влияющие на ликвидность активов, руководители бизнеса могут «накачивать» прибыль в достаточно широких пределах, не нарушая при этом правил финансового учета и полностью оставаясь в правовом поле. Есть прекрасный способ снизить риски в этом вопросе и оперативно выявлять «где деньги».
Для начала заглянем в Википедию и узнаем, что: «Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли …» или «Прибыль — превышение в денежном выражении доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг». Ничего нового из этих определений мы про прибыль не узнали. Но основной механизм манипуляций скрыт как раз в том, что в определениях ничего не сказано про ликвидность. Она всегда существует как-то отдельно…
В остальных случаях начинают говорить о «ликвидности», предполагая, что, если регулярно оценивать данный финансовый показатель, можно избежать грустной ситуации безденежья, а, соответственно, потери темпов в развитии бизнеса, приостановки важных проектов, разборок с партнерами или клиентами. Но здесь есть хитрый момент. Для того, чтобы не потерять финансовую стабильность в бизнесе, мало оценивать цифру, указывающую на денежное благополучие. Важно увидеть связь ликвидности с прибылью, и уметь этой связью управлять. Данный подход поможет просто и оперативно выявлять проблемы с деньгами, проводить анализ будущих возможностей и потерь бизнеса. Об этом наш материал.
Представим, предприятие работает без перебоев и с прибылью, при этом испытывает трудности при финансировании текущей деятельности. Знакомая ситуация? Это могут быть сложности разного уровня и остроты, например:
сложности с выплатой дивидендов собственникам без ущерба для текущей деятельности;
регулярные задержки в финансировании различного рода затрат, например зарплаты;
постоянный (угрожающий) рост объема заемных средств;
и т.д.
Интуитивно владельцы бизнеса чувствуют, что раз не хватает денег, то с прибылью возможны проблемы. Однако отчетность свидетельствует о хорошей доходности. Отчеты подкрепляются различного рода комментариями топ-менеджеров, например, о «временных трудностях» или «трудностях роста». Собственники также «знают», что их вопрос – это прибыльность бизнеса, а обеспеченностью денег традиционно должен заниматься финансовый директор. Они вынуждены признавать достигнутые результаты хорошими, но «их терзают смутные сомнения». Нет никаких явных причин вмешательства собственников в сложившуюся ситуацию. В итоге «негативная» ситуация консервируется.
Прибыльность и ликвидность – в бизнесе это две стороны одной медали. Ликвидность активов компании позволяет вести деятельность и получать прибыль, при этом неизбежны ошибки, снижающие мобильность активов. Например, появляются невозвратные (или возвратные с дисконтом) задолженности, приобретаются труднореализуемые товары и т.д. По прошествии некоторого периода, предприятие начинает восстанавливать доступность денежной массы за счет уменьшения прибыли.
На рисунке можно увидеть, как меняются прибыль и ликвидность во времени:
чистая прибыль, приведенная по ликвидности или чистая приведенная прибыль (ЧПП), которая может быть вычислена как разность накопленной (нераспределенной) чистой прибыли (НЧП) компании и потерь на восстановление ее ликвидности до уровня, соответствующего имеющимся обязательствам (ПВЛ):
Введение чистой приведенной прибыли преследует несколько целей. Во-первых, чистая приведенная прибыль позволяет намного более точно оценить истинную эффективность деятельности компании. Во-вторых, она показывает, какую часть чистой прибыли можно распределять в дивиденды и фонды без ущерба для бизнеса в ближайшем будущем. В-третьих, это замечательный критерий для мотивации и контроля топ-менеджеров. Остановимся на последнем утверждении подробнее.
Традиционно топ-менеджеры мотивируются на чистую прибыль или рост капитализации. Очевидно, что в этом случае топ-менеджерам выгодно увеличивать прибыль за счет ликвидности, а именно:
совершать сделки, приводящие пусть к незначительному росту прибыли, за счет существенного снижения ликвидности;
максимально сократить объем мероприятий по восстановлению ликвидности;
что позволяет им в тактической перспективе повысить прибыльность предприятия, а значит и собственные доходы. Но в более отдаленной перспективе это ведет к гораздо более серьезному снижению прибыли, к повышению общих рисков в бизнесе. Казалось бы, топ-менеджеры не заинтересованы в этом, так как их доходы тоже упадут. Но, как показывает практика, «что-нибудь произойдет», на это и расчет. Происходят изменения, негативное влияние которых преувеличивается и которые маскируют собой потери на доведение ликвидности до нормы. Это кратковременные «тяжелые периоды» в компании, когда потери очень существенны, но топ-менеджер «объективно не виноват». Доходы топа, конечно, снижаются, но непропорционально росту его прошлых доходов, он все равно в плюсе, а собственники теряют по-крупному.
Одним из ярких примеров такой политики топ-менеджеров может служить мировой финансовый кризис, грянувший в октябре 2008 г. Его суть в том, что менеджмент крупнейших финансовых корпораций постоянно «надувал» прибыль за счет роста практически «токсичных» активов. Процесс завышения прибыли за счет ликвидности начался не вчера, но в 2008 г. извернуться, как прежде, не получилось, и потери стали гигантскими! Они многократно превысили прибавку, полученную путем столь вольного обращения с ликвидностью. В результате гранды мирового финансового рынка оказались банкротами, например, инвестиционный банк Lehman Brothers, просуществовавший 158 лет. Это, конечно, экстраординарный пример, но он ярко показывает суть: там, где владельцы не контролируют чистую приведенную прибыль, менеджмент, скорее всего, активно использует игры с ликвидностью для завышения прибыли, не заботясь о потерях в долгосрочной перспективе. Это подтверждается наличием множества компаний с нормальной чистой прибылью, но испытывающих разного рода трудности с ликвидностью. Теперь мы понимаем, что эти компании возможно не столь прибыльны, как это видно из отчетов, а возможно даже глубоко убыточны!
Для контроля чистой приведенной прибыли ключевым моментом является оценка потерь на восстановление ликвидности (ПВЛ). В чем суть этих потерь? Предположим, что в начале некоторого периода компания не испытывала проблем с деньгами, «хорошими» активами. Предположим также, что к концу периода, в результате непреднамеренных действий менеджмента снизилась ликвидность двух активов: задолженности клиентов и товарных остатков. Появились задолженности, взыскание которых проблематично, так как некоторые клиенты сами стали испытывать трудности с ликвидностью. Появились товарные остатки, реализация которых даже по себестоимости займет длительное время. Кроме того, в результате целенаправленных действий руководства появился малоликвидный актив «Авансы поставщикам» с длительными сроками поставки. Такое решение было принято из-за чрезвычайно привлекательных условий, обещанных одним из поставщиков в случае предоплаты. И по причине того, что руководство сделало ставку на рост прибыли по мере продаж поставляемых товаров.
Проблемные клиентские задолженности:
Частично будут взысканы через суд - предстоят потери, связанные с ведением судебных дел
Частично будут проданы коллекторам с дисконтом – величина потерь равна дисконту.
Частично будут списаны как невозвратные – а это потери соответствующие задолженности.
Проблемные товарные остатки:·
Частично будут проданы ниже себестоимости – обязательно возникнут потери в размере разности между себестоимостью и стоимостью продажи.
Частично будут использованы в качестве подарков клиентам в ходе проведения рекламной акции и т.д., что повлечет потери в размере разности между себестоимостью и допустимым бюджетом рекламной акции на закупку подарков.
Частично будут списаны – и это потери равны себестоимости.
Авансы поставщикам:
Во-первых, нужно задать горизонт оценки, то есть в течение, какого времени мы попытаемся превратить неликвидные активы в ликвидные. Чем короче это время, тем выше будут потенциальные потери, то есть выгодно рассматривать как можно более длительный срок. Но увеличивать его до бесконечности невозможно, потому что есть обязательства с определенными сроками исполнения. Для простоты будем считать, что есть три горизонта оценки: текущий (на месяц вперед), квартальный (на квартал вперед) и годовой (на год вперед).
Во-вторых, для каждого горизонта оценки нужно понять, насколько существует дефицит ликвидности. Для этого, следует составить «приведенный» баланс предприятия (по аналогии с чистой приведенной прибылью) – баланс, в котором активы уменьшены на некоторый процент в соответствии с их ликвидностью, а пассивы уменьшены решением руководителей до восстановления равенства активов и пассивов.
Рассматривая такой баланс и сравнивая его с исходным, руководители и собственники смогут оценить потенциальные потери на восстановление ликвидности, увидеть необходимость в реструктуризации обязательств, оценить чистую приведенную прибыль и принять взвешенные решения по ее распределению.
Рассмотрим на примере текущего горизонта оценки (для других горизонтов оценки действия аналогичны). Первым делом следует исключить из баланса обязательства, срок исполнения которых не вписывается в границы нашего понимания, например, долгосрочные привлеченные кредиты. Далее следует сегментировать активы по признаку ликвидности, то есть рассматривать не актив целиком, а его части, имеющие разную ликвидность. Например, актив «Задолженность клиентов» может быть сегментирован следующим образом:
Долги VIP и надежных клиентов.
Долги клиентов в других городах (более 200 км от офиса).
Долги клиентов, имеющих розничные магазины.
Долги производственных предприятий.
И т.д.
Далее следует выставить коэффициенты ликвидности по каждому сегменту каждого проблемного актива, учитывая возможности компании по их превращению в деньги в течение месяца (квартала, года). И сегменты активов, и коэффициенты ликвидности можно (и нужно!) формировать силами экспертов – внутренних специалистов предприятия. Умножив статьи активов на соответствующие коэффициенты ликвидности, мы получим «разбалансировку» активов и пассивов, которая должна быть восстановлена за счет принятия решений о реструктуризации обязательств компании, то есть вынесении части их за пределы горизонта оценки. Эти решения – ответственность высшего руководства. Очевидно, что возможна такая структура обязательств, что выравнивание баланса потребует снижения прибыли (или капитала). Величина снижения – это как раз те скрытые потери, которые не учитываются в чистой прибыли и которые станут реальностью в будущих периодах.
Прекрасный способ мотивировать и контролировать топ-менеджеров.
Удобный и наглядный инструмент принятия решений по реструктуризации обязательств.
Способ выявить скрытые потери в процессах и мотивировать руководство на их ликвидацию.
Удобный инструмент оценки профессиональных качеств ключевых специалистов (при вынесении ими экспертной оценки о ликвидности активов).
Уточнить структуру управленческого баланса компании.
Развернуть специализированное программное обеспечение «Приведенный баланс». Программа учитывает структуру управленческого баланса компании, может использоваться для формирования и анализа приведенного баланса, сравнения его с исходным балансом.
Организовать и автоматизировать процесс сбора исходных данных для системы «Приведенный баланс», исключающий двойной ввод данных. Обеспечить импорт из учетных, бухгалтерских или других автоматизированных информационных систем.
Провести обучающие семинары по формированию, анализу и использованию приведенного баланса.
Сделать первый анализ приведенного баланса компании. Выявить слабые места, потенциальные потери и возможности.
Наметить контрольные даты для регулярного анализа приведенного баланса компании.
Как оценить текущую ситуацию в бизнесе. Три первых шага
Увы, руководитель находится в информационной изоляции. И ему не всегда удается добиться адекватной оценки бизнеса и ситуации. Хотя от понимания того, «что происходит на самом деле», зависит его результативность в бизнесе.
|
Порталы надежды
Статья была специально написана и впервые опубликована в журнале «Нижегородский Бизнес-Журнал»
|
Наемный директор: доверять или контролировать?
Часто перед собственниками встает вопрос, как себя вести по отношению к наемному директору: доверять или контролировать? Отличный вариант - найти золотую середину.
|