Metrika. Баланс Онлайн
8 (831) 216 17 46
Отправить заявку

Бюджетирование и финансовое планирование

Аналитика     13.04.2017
3199
   Г.Б. Шатовская

Самое удивительное, что бюджетирование и финансовое планирование до сих пор являются нерешенной проблемой в большинстве отечественных предприятий. Коротко о том, как это делаем мы. 

В каждой организации, в которой вводится, любая, не обязательно наша, система бюджетирования, начинается сокращение затрат. Просто потому, что часть затрат является излишней, если они скрыты. Так вот – тут важно, чтобы на каждом этаже организации было принято решение по поводу заявляемых снизу трат.

Бюджетирование, в котором не теряются затраты

Есть несколько методов бюджетирования – сверху, снизу и встречное. Наше бюджетирование - это яркий пример такого встречного бюджетирования, причем, на каждом этаже. Нижестоящие заявляют потребность в деньгах, вышестоящие пытаются их обрубать. Происходит это параллельно! А не как в классике, когда один в мыле пытается проанализировать бюджет и его утвердить, чтобы отдать дальше наверх, а все остальные ждут, когда он это сделает. У нас все происходит постатейно, в совершенно комфортном режиме в рамках всего предприятия.

И так за несколько дней все статьи собираются у финансового директора наверху. И ему вообще не интересно, по большому счету, на что конкретно будут потрачены деньги в рамках статьи, скажем, «Реклама». Ему вообще все равно. Он скажет: «На рекламу потратить пять миллионов я готов», - говорит руководитель. Да, готов. И все видят, что их бюджетные статьи: раз – и утвердились. Но при этом каждая затрата проходит целую стадию, цепочку утверждений у все более вышестоящих руководителей. Каждая статья уже отражает наивыгоднейшее финансирование бизнес задач, и у каждой затраты есть ответственный. И это, что важно, не директор, а конкретный руководитель подразделения, который и будет достигать результаты за деньги компании.  Финансовый директор лишь принимает решение о размере финансирования, то есть бюджета. Это его главная тема – обеспечить наличие и эффективно потратить деньги предприятия.

Получение наверху бюджета – это лишь один результат от мероприятия, которые мы назвали «ответственное» бюджетирование. Второй результат – это финансовое планирование всей деятельности и появление плана движения денежных средств. Чтобы ловить кассовые разрывы. При этом совершенно простая история, когда компания очень богатая, и кассовых разрывов нет в принципе. Но тогда есть излишки денег, которые требуют грамотного управления. Если у вас миллион долларов плюс-минус болтается на счету, постоянно в течение года, то очень легко можно посчитать, сколько это стоит, неиспользование миллиона долларов под 0,05 процентов в день…

Ответственное бюджетирование

Если заполняются таблички с бюджетами подразделений, это не значит, что есть бюджетирование, и деньги – под контролем. Мы сформулировали четыре базовых принципа, на которых строится полезное бюджетирование:

  1. Бюджетирование навстречу.

  2. Бюджетирование под задачу.

  3. Процедура непрерывной торговли.

  4. Распределение ответственности за размер затрат между экспертными центрами.

Возможность дискутировать – это самый простой способ вручить ответственность сотрудникам. У руководства появляется рычаг давления на тех людей, от которых зависят эффективное потребление денег.

Проверьте ваш процесс бюджетирования

Для этого получите ответы на несколько простых вопросов:

  • Под какие задачи заточен бюджет и почему? Убедитесь, что есть связь финансов и планируемых результатов.

  • Кто отвечает за размер затрат? Выберите самые большие статьи и найдите ответственных людей в цепочке получения конечной цифры. Там есть эксперты?

  • Вы можете сократить или увеличить затраты таким образом, чтобы точно понимать бизнес эффект? Ваш инструмент показывает, куда «влить», откуда «забрать» деньги?

  • Можете ли вы точно определить потребность предприятия в деньгах на ближайшие три дня? 

Вы увидите ясный управленческий процесс. Планы строятся не на основе «вчерашних» достижений, а исходя из приоритетов и реальных ресурсов. У каждой затраты есть альтернатива. У подчиненных нет возможности влиять на мнение руководителя, представляя свою работу как «на грани возможного». Финансовое планирование проясняет необходимые действия с деньгами.

Если этого не происходит, то практика бюджетирования и финансового планирования требует изменений. Ищите проблемы либо в неправильных технологиях, либо в низком уровне корпоративной культуры. 





Поделиться

Еще вам может быть интересно

Первые шаги генерального директора в новой компании

11.09.2018
27338
Вероятность неудач у ТОП-менеджеров в первые 18 месяцев, после получения новой должности составляет 50%.

Управление финансами. Новые принципы

26.02.2016
2742
Можно ли дать руководителю бизнеса новые возможности в оперативном управлении финансами предприятия.

Как сделать работающую формулу мотивации персонала

30.01.2015
3532
Практика последних лет показывает, что все руководители хотят, чтобы зарплата человека зависела от результата деятельности компании. Но сейчас этот подход превратился в какую примитивную сдельщину. И если уж ставить доход сотрудников в зависимость от результатов компании, то попробуем максимально эффективную формулу.