Metrika. Баланс Онлайн
8 (831) 216 17 46
Отправить заявку
Подпишитесь
и получайте удобную подборку полезных статей про управление не чаще 1 раза в неделю

Кейс: как появляются ошибки в консолидированной финансовой отчетности

Кейсы    19.06.2015
1613
   Metrika

Если на вокзале мы оставляем в зале ожидания чемодан, мы постоянно следим, чтобы его не украли. То же самое происходит и в бизнесе – собственнику нужно постоянно следить за своим «чемоданом» с деньгами. И вроде бы он держит бизнес под контролем, знает, сколько денег в компании, как эти деньги расходуются и как преумножаются. Чаще всего, знает он это лишь примерно, поскольку управленческий баланс сходится только раз в месяц, а в финансовых отчетах, предоставляемых ему подчиненными, есть «небольшие» расхождения. Для собственника такие неточности в управленческом финансовом учете чреваты тем, что финансовое благополучие компании может оказаться мнимым. Почему так, откуда появляются ошибки в финансовых отчетах и чем они опасны для работающего бизнеса – ответ на эти вопросы в данном кейсе.

Консолидированные финансовые отчеты взаимосвязаны между собой. Ключевые экономические показатели в разных отчетах формируются с помощью разных источников данных. Соответственно, как только в одном из отчетов появляются неточности или ошибки, неточными становятся и остальные финансовые показатели. Когда собственник не имеет достоверной информации о том, каким образом используются его деньги, о полноценном контроле над компанией и, уж тем более, об эффективном управлении ею говорить не приходится.

пример отчета-2-01.png

Как именно возникают ошибки

Искажения в консолидированной финансовой отчетности появляются как на этапе сбора данных для отчетности, так и на этапе их обработки, консолидации и оценки. Наиболее распространенные причины ошибок, связанные с неправильной обработкой информации, сведены в следующую таблицу:

Отчет о себестоимости реализации Отчет о ликвидности Бюджет затрат Отчет о прибылях и убытках Управленческий баланс Отчет о продажах
Неверный учет остатков на складе Искажение бюджетов Неправильный расчет прибыли Искажение объемов продаж
Неадекватная учетная политика Отсутствуют нужные статьи в бюджете Неверный учет остатков на складе Неверный учет возвратов
Информационная система не позволяет вести детализированный учет Манипуляции с бюджетными статьями Неправильно рассчитана задолженность контрагентам и дебиторка Искажение дебиторской задолженности
Неправильно собранные данные
Ошибки и манипуляции с ТМЦ

Говоря о сборе информации, В 90% случаев причины, по которым совершаются ошибки, не преднамеренны. Например, они могут появляться из-за ограниченного функционала информационной системы, не позволяющего вести учет движения специфических для данного бизнеса ТМЦ внутри компании. Отсутствие учета в таком случае неочевидно для руководства компании и самих сотрудников. С примером этой ситуации можно ознакомиться в кейсе про контроль собственником компании ее реальной чистой прибыли . Другой причиной ошибок является человеческий фактор. Когда данные собираются и агрегируются вместе большим количеством сотрудников из разных отделов и департаментов, избежать принципа «испорченного телефона», при отсутствии согласованности и прозрачных коммуникаций между людьми, практически невозможно. В таких условиях искажения в консолидированных отчетах начинаются уже на этапе сбора первоначальной информации.

причины ошибок в отчетах.jpg

Может ли отчет быть точным?

Чтобы действительно контролировать финансовое состояние компании недостаточно полагаться на своих сотрудников, допуская тем самым влияние человеческого фактора на конечные результаты. Важно иметь инструмент, позволяющий оперативно и самостоятельно получать и агрегировать достоверные финансовые показатели без помощи подчиненных.

Использование в качестве такого инструмента управленческой информационной системы становится оправданным тогда, когда она не только агрегирует финансовую отчетность без участия третьих лиц в их подготовке, но и гарантирует достоверность использованных в отчетах данных. На текущий момент большинство ИТ решений, представленных на рынке в этой области не позволяют полноценно реализовать такой функционал для взятого в отдельности бизнеса. Обычно уже на этапе сбора данных возникают некоторые "допущения", невозможность учета определенных движений ТМЦ внутри бизнес-процесса и т.д. Тем не менее, решения, полностью решающие эту задачу существуют и предлагаются, в том числе, компанией «Метрика».

Еще вам может быть интересно

Карта коллективной работы. Как применить методику на практике. Кейс 2

30.01.2015
1710
Кейс, посвященный оценке команды с помощью методики "Карта коллективной работы". Задержка отгрузки оплаченного товара.

Как руководителю добиваться лучших результатов при прочих равных условиях

04.04.2016
695
Публикация, подготовленная для печатного издания сети «Консультант Плюс»: практика применения  оперативных показателей.

Кейс по оперативным показателям: удержание финансового результата при слиянии компаний

15.07.2015
1445
Процесс слияния двух компаний содержит высокие финансовые риски, так как объединяются не просто капиталы, а организации. Внутренняя деятельность участвующих в слиянии компаний на время нарушается, и задача номер один – не уронить финансовые результаты.
Комментарии
Добавить комментарий